Сотрудничество работодателя с центром занятости

Реформа «служб занятости»: что изменится к 2024 году?

Сотрудничество работодателя с центром занятости

Ставропольский край вошел в число 16 пилотных регионов, где с 2019 года в рамках реализации национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» начали «обкатывать» проект по реформированию служб занятости. Одна из главных задач: такие службы должны стать ближе к людям. После апробации этого проекта на Ставрополье и в других пилотных регионах страны опыт распространят на остальные субъекты РФ.

© из архива газеты «Ставропольская Правда»

Сегодня президентом нашей страны ставится задача к 2024 году повысить до 90% удовлетворенность граждан работой служб занятости.

Задача сложная, ведь для того чтобы соответствовать ожиданиям населения, службам занятости необходимо измениться до неузнаваемости.

Они должны стать современным кадровым центром, а их сотрудники – персональными консультантами для каждого, кто обращается в поисках работы.

В проекте три города

Первыми в нашем регионе работу службы занятости реформируют города Ставрополь, Невинномысск и Минеральные Воды.

Принятый в крае региональный проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» предусматривает реализацию двух мероприятий: переобучение, повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда; развитие инфраструктуры занятости в Ставропольском крае. Весь комплекс мероприятий рассчитан до конца 2024 года.

Финансирование проекта осуществляется из федерального и краевого бюджетов. Общий объем средств, выделенных в текущем году, на мероприятия по поддержке занятости составляет 66,69 млн рублей, на развитие инфраструктуры занятости – 39,47 млн рублей.

– Наша задача – сделать так, чтобы центры занятости, с одной стороны, стали ближе к людям, чтобы обращающиеся к нам за помощью в поисках работы граждане видели в них прежде всего центры для собственного профессионального развития для построения карьеры, обеспечения надежной помощи в трудной жизненной ситуации, связанной с потерей работы, переменой места жительства. Нужно, чтобы на помощь центров занятости могли рассчитывать все обратившиеся туда в связи с профессиональными затруднениями, например из-за получения инвалидности, с выходом в декретный отпуск и просто выходом на рынок труда впервые после получения профессионального образования, – рассказывает министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края Иван Ульянченко. – С другой стороны – центры занятости должны превратиться в мощный экономический рычаг для модернизации экономики, повышения производительности труда, что достижимо только при выстраивании тесных, партнерских отношений с работодателями, оказании им помощи по целому комплексу вопросов обеспечения кадрами и развития кадрового потенциала. Нам необходимо построить такую инновационную систему оказания услуг, при которой результаты работы учреждений занятости будут не просто цифрами на бумаге, а конкретными достижениями по улучшению жизни людей, а также экономических показателей предприятий и организаций края. Пока мы только в самом начале долгого и сложного пути реформирования. И сейчас нам нужно понять, как сделать, чтобы те инвестиции, которые потратит государство на модернизацию служб занятости, сделали наши центры привлекательными для опытных специалистов или выпускников, или пенсионеров, которые по той или иной причине хотят найти новую работу.

Новая миссия службы занятости

Основная цель реформирования, призванного повысить эффективность деятельности служб занятости, – изменение принципа оказания услуг.

В соответствии с новой моделью организации работы служба занятости будет взаимодействовать с гражданами и работодателями посредством представления персональных консультантов-ассистентов, которые проведут оценку сложившейся жизненной ситуации у каждого конкретного жителя края. А потом оценят бизнес-ситуации у работодателей.

И в конце концов разработают комплекс мероприятий, в том числе по подготовке (переподготовке) граждан, углубленному профилированию, адаптации на рынке труда, психологической и материальной поддержке с целью быстрого и эффективного решения возникших у работников и работодателей проблем.

Таким образом, учреждениям занятости предстоит перейти от механизма предоставления услуг к механизму решения проблем россиян и тех предприятий, которые готовы предоставить им работу.

Индивидуальный подход к каждому

Поскольку работодателям нужны специалисты с конкретными компетенциями и навыками, для организации работы по поддержке занятости планируется проводить профилирование соискателей по навыкам.

Благодаря этому в распоряжении служб занятости будет находиться не сухое резюме соискателя, которое зачастую содержит исключительно субъективную информацию об ищущем работу человеке, а расширенная информация о нем, его навыках, возможностях, интересах, подтвержденная дипломами, сертификатами и другими документами. Индивидуальный подход к оказанию услуг позволит учитывать все жизненные обстоятельства человека, а также запустить специальные программы поддержки для уязвимых социальных групп, то есть для инвалидов, выпускников, пожилых людей. Вовлеченность консультанта в жизненную ситуацию соискателя будет интенсивной, он сможет помогать человеку решать и некоторые личные проблемы, если они возникают в результате трудоустройства. Например, в новых центрах занятости вам смогут предложить интересные вакансии в другом регионе, расскажут об условиях жизни там, как и где снять жилье, при необходимости помогут переселиться в другой регион, подобрать детский сад для ребенка и вообще выстроить карьерную траекторию.

Помощь работодателям

Принципиально по-новому будет выстраиваться и взаимодействие служб занятости с работодателями. Теперь служба сама пойдет к работодателям и будет выступать в роли главного помощника при подборе необходимых кадров.

В том числе помогать им на стадии первого отбора сотрудников (вести первичное интервью с соискателями в своих помещениях, выполнять часть функций кадровой службы предприятия у себя на площадке, участвовать в управлении персоналом в заданных параметрах).

Кроме того служба сможет стать консультантом программ найма дополнительной рабочей силы для новых проектов, которые уже реализуются в нашем крае и предполагают открытие новых производств или расширение производства.

А кроме этого реформированные службы занятости призваны стать участником совместных программ трудоустройства высвобождающихся работников.

Принцип «одного окна»

Предполагается, что услуги служб занятости будут предоставляться по принципу «одного окна». И не только при очном общении или по сети Интернет, но и по телефону, через мобильные приложения.

То есть, практически все услуги при желании можно получить дистанционно, включая удаленную запись на прием в службу занятости и онлайн-заполнение на оказание услуг.

Основными онлайн-ресурсами для поиска работы и подбора работников станут общероссийская база вакансий «Работа в России» и официальный интерактивный портал службы занятости населения края.

В идеале служба занятости населения должна стать главным источником всей информации, связанной с ситуацией на рынке труда, понимать распределение трудовых ресурсов в регионе, выполнять функции прогнозирования, анализа востребованности профессий и приоритетных компетенций для профессионального обучения и переобучения граждан.

В настоящее время в вошедших в пилотный проект центрах занятости идет подготовка к работе в новых условиях.

До конца сентября планируется завершить текущий ремонт зданий и помещений и оснащение рабочих мест сотрудников в соответствии с Едиными требованиями к организации деятельности органов службы занятости, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и направленными в том числе на внедрение новых цифровых сервисов и программно-аппаратных комплексов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/stapravda/reforma-slujb-zaniatosti-chto-izmenitsia-k-2024-godu-5d678b8d1d656a00adeac299

Этика для безработных: центры занятости получат новые правила поведения

Сотрудничество работодателя с центром занятости

Работа государственных служб занятости уже давно вызывает вопросы – имея огромную разветвленную сеть по всей стране, они демонстрируют низкие показатели своей деятельности при низком качестве предлагаемых безработным вакансий. Дабы повысить качество работы службы Минтруд разработал проект приказа, которым утвердил единые требования к их работе.

Документ определяет основной спектр задач данной структуры, критерии для оснащенности служб и нормы этики поведения с гражданами, обращающимися в центры. Необходимость принятия подобного документа назревала уже давно – отсутствие единых стандартов работы после перехода под региональное подчинение препятствовало унификации и координации работы центров.

С принятием документа все должно измениться.

Но в этом уверены далеко не все – по мнению некоторых экспертов, называющих документ не иначе как «кодекс этики», он способен повысить нравственность чиновников, обеспечивая клиентам центров надлежащее обращение.

Но не более – каким-либо образом улучшить работу центров и повысить их эффективность документ неспособен. Что это за «Единые требования», что они предусматривают и чего в них не хватает? Карьерист.

ру постарался разобраться в этих вопросах.

Толерантность превыше всего

Начиная с 2012 года, все российские центры занятости переданы с федерального уровня в региональное подчинение. Если до этого они находились под контролем единого центра, то сейчас работа каждого из них координируется управлением труда и соцзащиты субъекта федерации.

С приходом в Россию кризиса, ухудшением ситуации на рынке труда и повышением безработицы в Министерстве труда и соцзащиты населения поняли, что эффективно пройти этот напряженный период можно только в совместной координации и унификации той базы, от которой службы отталкиваются в своей работе. Но сделать это без нормативно-правовых документов, которые вводили бы общий шаблон их работы фактически невозможно. В результате и появился проект приказа, определяющий единые требования к деятельности государственных бирж труда.

Как говорит глава рабочей группы по соцполитике при кабмине Сергей Рыбальченко, чьи слова приводят «Известия», главная цель введения документа – это поддержка трудовой мобильности россиян, которые в условиях кризиса остались без работы.

По информации издания, проект содержит главные задачи служб, стандарты нравственности и положения по оснащенности. Особое внимание привлекают вопросы этики общения сотрудников с клиентами, которые обращаются в центры.

Главным принципом их работы названа толерантность ко всем безработным, независимо от религиозных и политических взглядов, положения в обществе, благосостояния и прочих дискриминационных факторов.

Сотрудничество с безработными должно быть выстроено по принципу равенства – суть проблемы обратившегося должна стать главной для специалиста ЦЗ, он обязан «выслушать и понять» клиента.

Цель введения документа – это поддержка трудовой мобильности россиян, которые в условиях кризиса остались без работы.

Порядок исполнения заложенных норм не уточняется, как и нет конкретной даты, когда новые требования могут обрести законную силу. Как пояснили в самом министерстве, после утверждения документа, контролировать его исполнение должны будут директора учреждений непосредственно на местах.

Про ответственность сотрудников служб занятости за неисполнение требований, «Известия» не уточняют. Кроме того, нет информации о подготовке специалистов, ведь новые нормативы потребуют проведения массовых семинаров – очевидно, что далеко не все сотрудники правильно понимают понятие толерантности и продуктивного сотрудничества с безработными.

Но, судя по всему, пока об этом говорить рано.

Хамству – бой

Интересно, что действующее законодательство ни в одном из существующих сегодня законов вообще не рассматривает морального аспекта взаимодействия государственных служащих с гражданами.

Это привело к тому, что в обществе сформировался стереотип нравственной модели чиновника, который не имеет ничего общего с вежливостью, отличается хамским поведением и коррумпированностью.

По мнению профессора из РАНХиГС Владимира Соколова, чьи слова приводят «Известия», указанный выше документ может работать в качестве замены Этическому кодексу чиновника.

По его словам, Россия одна из немногих стран, где еще нет такого документа, поэтому хамы в чиновничьем аппарате остаются безнаказанными. А это недопустимо – деньги на их содержание выделяются из карманов налогоплательщиков, которым и приходится терпеть такое поведение.

Ученый уверяет, что некоторые страны мира даже установили уголовную ответственность за грубость и невежливость чиновников по отношению к гражданам.

Но у нас ситуация кардинально противоположная – люди уверены, что хамство даже поощряется.

В таких условиях, дабы вернуть доверие граждан к государственному аппарату, а особенно у такой уязвимой аудитории, как безработные, ведомственные нормативы корпоративной этики могут оказаться очень кстати.

Сталкиваясь с грубыми чиновниками, граждане формируют определенный стереотип по отношению ко всей власти, что может привести даже к определенным политическим последствиям. Этот вопрос назрел уже давно, но, судя по всему, нет политической воли.

Например, РАНХиГС уже неоднократно представлял в парламент законопроект, определяющий этические нормативы для чиновников. Однако он был отклонен, причем четырежды.

Очевидно, отсутствует понимание самой сути проблемы, ведь общество уже имеет ряд негативных убеждений.

Например, прошлогодний опрос Академии народного хозяйства относительно работы российского чиновничьего аппарата показал, что в первую очередь недовольство их работы у граждан вызвано чрезмерной бюрократией, хамским и равнодушным отношением к обратившимся. В это же время, коррупционные проблемы, которые, казалось бы, должны быть на вершине списка, оказались лишь 4-ми. Опрос нынешнего года, предметом которого стало доверие к власти, показал, что муниципальные и федеральные органы его вообще не вызывают – уровень доверия оказался ниже 4% (например, у президента почти 86%). В составленном в РАНХиГС антирейтинге, лидерами недоверия оказались ЖЭКи и медицинские учреждения, а вот службы занятости оказались 5-ми из 11-ти. Так что проблема действительно существует.

Чего не хватает

Но, даже несмотря на тот факт, что документ поможет побороть хамство в центрах занятости, он требует основательной проработки, так как многие актуальные вопросы там не урегулированы.

В частности, не учет опыт отдельных служб и отсутствуют нормы для развития занятости на рынке труда. Например, Рыбальченко не нашел там даже упоминания о возможности удаленной занятости безработных, а также порядка помощи клиентам, которые заинтересованы в такой работе по тем или иным причинам.

Кроме этого, отсутствует стратегия помощи в трудоустройстве гражданам старшей возрастной группы и пенсионеров – в разрезе потенциального повышения пенсионного возраста этот вопрос становится все более острым.

Эксперт считает, что в документ должны быть внесены дополнительные меры поддержки для матерей в декрете, содействуя, например, их частичной занятости или, опять же, удаленной работе.

По этим причинам Рыбальченко намерен организовать рассмотрение документа общественным советом кабмина, и на нем обговорить необходимость внесения правок.

Они, в частности, должны касаться внедрения в единые стандарты регионального опыта, который удалось наработать за 4 года самостоятельного управления службами занятости на уровне субъекта федерации.

В качестве примера эксперт приводит опыт ульяновских центров занятости, которые работают в новом формате, обслуживая не только безработных, но и занятых, которые заинтересованы в подработках.

Документ поможет побороть хамство в центрах занятости, он требует основательной проработки, так как многие актуальные вопросы там не урегулированы.

Помимо этого, волнует отсутствие каких-либо норм, направленных на сотрудничество центров занятости с бизнесом.

Дело в том, что основными «поставщиками» вакансий для ЦЗ выступают коммунальные предприятия, промышленность, государственные учреждения и прочие работодатели низкой зарплатной сетки.

Вусловия низкого качества предоставляемых безработным вакансий, повысить эффективность работы служб попросту невозможно.

Единственным выходом может стать привлечение к сотрудничеству малого и среднего бизнеса, который нередко готов предложить конкурентную зарплату. Улучшения качества вакансий повысит эффективность работы служб и привлечет в них более квалифицированных соискателей, которые заинтересованы прежде всего в поиске работы, а не в получении мизерного пособия, даже в случае, если его и повысят до 8 тыс. рублей.

Моральные аспекты сотрудничества – это, конечно, хорошо, но куда более серьезной проблемой действительно является эффективность взаимодействия. Остается надеяться, что общественный совет при кабмине повлияет на Минтруд и предлагаемые Рыбальченко правки будут внесены. А иначе какого-либо положительного эффекта ощутить не удастся.

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/etika-dlya-bezrabotnyx-centry-zanyatosti-poluchat-novye-pravila-povedeniya.html

Трансформация центров занятости: решение жизненных ситуаций и построение карьеры

Сотрудничество работодателя с центром занятости

Сейчас службы занятости не слишком востребованы как у работодателей, так и у соискателей. Во многом это связано с бюрократизацией большинства процессов. Работодатели должны заполнять огромное количество документов и при этом не верят в успех поиска сотрудников.

В итоге, по данным руководителя Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) Николая Соломона, сегодня в центры занятости обращаются всего 35% работодателей. Аналогичная ситуация складывается и со стороны соискателей, ведь им необходимо занимать очередь в 5-6 утра и проводить в центрах по полдня, чтобы заполнить бумаги и зарегистрироваться.

Люди зачастую пользуются альтернативными площадками для поиска работы, а в службы занятости обращаются разве что за пособиями.

Изменить ситуацию должна модернизация служб занятости, предусмотренная нацпроектом “Производительность труда и поддержка занятости”. цель — усилить позиции и повысить их престиж.

Модернизированные службы будут активно обеспечивать экономику кадрами, решать задачи непрерывного обучения и развития профессиональных навыков граждан.

Работодатели же должны видеть перспективы во взаимодействии с ними для получения качественного персонала и предоставления вакансий, рассказали порталу “Будущее России. Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, в Минтруде.

Бережливые технологии и мотивация “охотников за головами”

Для повышения качества работы служб занятости ФЦК уже сделал несколько пилотных проектов и применил в службах занятости (СЗН) бережливые технологии.

“Средний срок трудоустройства человека составлял шесть месяцев, с помощью инструментов бережливого производства мы его сократили до трех месяцев. Но это всего лишь числовой показатель.

Самым сложным при реализации проекта было отсутствие у центров занятости мотивации стать профессиональными хедхантерами”, — подчеркнул Соломон.

В свою очередь первый замглавы Минтруда Алексей Вовченко отметил, что внедрение бережливых технологий доказало свою эффективность.

В одной из пилотных СЗН уровень трудоустройства вырос со средних по России 63% до 87%.

“То есть если технология внедрения бережливого производства поднимает такой результат, помогает его достигать, то тогда нам никакие пилоты не нужны, нам надо просто это внедрять повсеместно”, — подчеркнул он.

Теперь модернизация ждет службы занятости по всей стране. Минтруд уже разработал единые требования к ним.

Эти требования касаются регламентов работы, программ переобучения и мотивации сотрудников служб занятости за счет повышения престижа работы и вовлеченности, систем информатизации и автоматизации, контроля и оценки качества предоставления услуг.

При разработке требований учитывался опыт внедрения бережливых технологий в пилотных проектах, которые показали, что эффективность центров составляет всего около 60%, а устранение потерь дает возможность повышать зарплаты сотрудников, мотивируя их таким образом на улучшение качества работы, говорил глава ФЦК.

Стандартизация работы служб занятости — не единственное направление, призванное повысить уровень оказания услуг. Центры занятости будут внедрять технологии, обеспечивающие оперативность и проактивность взаимодействия с клиентами.

Должен измениться сам принцип работы центров — от простого предоставления услуг до решения жизненных ситуаций людей, которые в них обращаются. Для этого будут проработаны кейсы различных жизненных ситуаций и четко определены действия работника центра занятости для каждого из них.

Например, в центрах могут предложить пройти переобучение и сменить профессию, если у соискателя будут сложности с поиском работы по его специальности, или предложат работу в соседнем регионе.

Специалисты служб будут давать советы по выстраиванию карьеры, предлагать, если требуется, необходимое обучение соискателя и даже по запросу проведут консультации по открытию собственного дела.

Полное обновление почти за 40 млн рублей

Модернизация центров занятости в 2019 году осуществляется в 16 регионах: Башкортостане, Мордовии, Татарстане, Чувашии, Краснодарском, Пермском, Ставропольском краях, Белгородской, Калужской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Тюменской областях. К 2025 году будут модернизированы не менее 66 центров занятости населения.

Обновление одного центра занятости обойдется в 39,5 млн рублей. При этом 95% затрат берет на себя федеральный бюджет и только 5% — регион.

Деньги пойдут на обучение работников служб, текущий ремонт зданий и помещений, оснащение рабочих мест, организационное и методическое сопровождение внедрения и распространения единых требований, включая разработку, внедрение и организационно-методическое сопровождение функционирования автоматизированных информационных систем, задействованных в деятельности службы занятости, создание и обеспечение работы каналов связи. Модернизированные центры будут работать под брендом “Работа России”.

“Ребрендинг службы занятости призван изменить образ, сложившийся в сознании потребителей услуг. Были учтены современные тенденции в части кардинального изменения визуальной навигации: яркие информационные таблички, стенды, имиджевые и мотивирующие плакаты, буклеты, существенно изменился логотип”, — отметили в Минтруде.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/899073

Знайте о своих правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: