- Заявление на сервитут в администрацию
- Главные основания
- Общие понятия и законы
- Административный регламент и судебная практика
- Публичный сервитут – передел земельной собственности монополиями
- Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения
- В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю
- Что общего в частном и публичном сервитуте
- Установление публичного сервитута на земельный участок
- Как подается заявление
- Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте
- Принятие нормативно-правового акта
- Регистрация публичного сервитута
- Как происходит межевание при публичном сервитуте
- Может ли собственник отстоять свои права
- Пример судебной тяжбы
- Прекращение действия публичного сервитута
- Заявление на установление сервитута на земельный участок
- Как составить иск об установлении сервитута на земельный участок?
- Кто может подать иск об установлении сервитута?
- Госпошлина в суд за установление сервитута
- Образец заявления об установлении сервитута для организации проезда
- Отзыв о работе нашего юриста по сервитуту и земельным отношениям
- Процедура установления публичного сервитута на земельный участок
- Публичный сервитут: понятие и законодательство
- Порядок установления
- Кто имеет право и кем устанавливается
- Этапы установки публичного сервитута
- Общественные слушания
- Перечень документов
- Сроки и стоимость установки публичного сервитута
- Заявление об установлении публичного сервитута
Заявление на сервитут в администрацию
Условия установления сервитута:
1) деятельность, для осуществления которой устанавливается сервитут, не запрещена на земельном участке, обремененном сервитутом, что подтверждается ___________________________________________________________;
2) деятельность, для осуществления которой устанавливается сервитут, не повлечет за собой невозможность использования в течение длительного времени (шести и более месяцев) всего обремененного сервитутом земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества в соответствии с видом разрешенного использования такого земельного участка, что подтверждается __________________________________________;
3) деятельность, для осуществления которой устанавливается сервитут, не повлечет за собой невозможность осуществления в течение длительного времени деятельности иного обладателя сервитута, что подтверждается ___________________________________;
(при необходимости: 4) строительство сооружения, в том числе линейного объекта, которое предполагается осуществить на условиях сервитута, предусмотрено утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектом планировки территории и (или) утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектом межевания территории, что подтверждается _________________________________;)
(в случае, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка: 5) собственник земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, вправе требовать от обладателя сервитута соразмерной платы за его установление.)
1. Документы, подтверждающие статус заявителя.
2. Документы, подтверждающие необходимость установления сервитута.
3. Схемы предполагаемых границ зоны действия сервитута.
4. Проект планировки территории и (или) утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке проект межевания территории (при наличии указанной документации).
5. (Если требуется установление сервитута на срок более чем пять лет: карта (план), согласованная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, содержащая сведения о границах зоны действия сервитута и подготовленная в соответствии с данными, содержащимися в проекте планировки территории, проекте межевания территории, в которых отображаются устанавливаемые сервитуты.)
6. Доверенность представителя от “___”__________ ____ г. N ___ (если заявление подписывается представителем заявителя).
7. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основано заявление.
Сервитут – это ограниченное право на пользование участком, который находится в чужой собственности. Соглашение ограничения возможно только при условии, что доступ к соседнему участку невозможен при иных условиях.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Согласно законодательству, требовать права на чужой участок просто, необходимы лишь достаточные основания. Но на практике все оказывается куда сложнее, так как владелец имущества может быть против обременения своей собственности. Из-за этого и возникает большое количество деталей, влияющих на установление сервитута.
Главные основания
Основания для установления сервитута указаны в статье №39.23 ЗК РФ. Относятся условия к государственной или муниципальной собственности. В дополнение регулированием занимаются и некоторые федеральные законодательные акты и несколько статьей ГК РФ.
Основания для установления сервитута:
- на территории необходимо разместить линейные объекты, спецзнаки, сооружения связи, защитные постройки, которые не предназначены для препятствия использования земли по их целевому направлению;
- необходимо провести изыскательные работы;
- необходимо провести работы по недропользованию.
Эти основания являются весомой причиной для наложения публичного или частичного сервитута.
Образец паспорта гражданина РФ
Общие понятия и законы
Установление сервитута на земельный участок – это процедура обременения территории, которая необходима для проведения свободного функционирования земель для собственников или других пользователей. Сервитут является необходимым только в случаях, когда избежать процедуры невозможно.
Установка сервитута разрешается только тогда, когда участок будет использоваться по целевому направлению и дальше. Работы на участке должны полностью соответствовать законодательным нормам, которые являются действительными на момент принятия обременения.
Проверка участка – это обязательная часть установления публичного или частного сервитута. Перечень всех необходимых проверок содержится в соответствующих законодательных актах. Сервитут является обременением, которое ограничивает сферы применения участка.
Порядок регламентируется при помощи законодательных актов из ГК РФ и ЗК РФ. Вопросы об установлении публичного сервитута регулируются нормативными актами из обоих кодексов.
Гражданский кодекс определяет, для каких целей и каким образом устанавливается сервитут. Нормативный акт также определяет направления для ведения работ, если было принято решение об обременение участка. Содержится информация о регулировании вопросов при установлении частного сервитута.
Земельный кодекс регулирует вопросы об установления публичного сервитута. Нормативный акт обозначает цели установления обременения, основные параметры процедуры, порядок действий и порядок издания нормативных регулирующих актов.
Узнайте здесь, где оформляется договор купли продажи земельного участка.
Административный регламент и судебная практика
Регулирование отношения на обременение государственной или муниципальной земли в 2019 году возможно благодаря законодательным актам, которые определены в документе «Административный регламент установления сервитута», где отмечаются следующие пункты регламента:
- порядок проведения процедуры по обременению;
- сроки, этапы действий, которые сопровождаются перечнем услуг;
- порядок взаимодействия органа местной власти и заявителя, которым может быть гражданин, юридическое лицо, государственные структуры и организации;
- процедура обжалования действий местной власти.
Документ помогает определить порядок заключения соглашения для обременения участка. Основания для регламентирования порядка составления документа заключаются в законодательных актах. Является основой для создания регламентов в каждом субъекте РФ.
Если стороны не смогли найти компромисс, то при возникновении споров может быть подано обращение в суд. Обращаться должен заинтересованный гражданин или юридическое лицо, которые должны обосновать свою точку зрения.
Подача искового заявления на установление сервитута на земельный участок возможна только в отношении владельца территории.
Как правило, главной причиной для обращения становится желание получить права на пользование чужим участком, на что у лица есть полное основание, но власти отказывают ему в этом.
Помимо прав, необходимо предоставить доказательства, что назначение сервитута – это единственный выход из сложившейся ситуации с землей.
Источник: https://MonetyInfo.ru/juridicheskie-sovety/zajavlenie-na-servitut-v-administraciju.html
Публичный сервитут – передел земельной собственности монополиями
На каждый земельный участок (ЗУ) по требованию гражданских, юридических лиц или в интересах государства возможно временное или бессрочное наложение частного или публичного сервитута. Установление сервитута является формой обременения земли:
- пользоваться можно не всей площадью ЗУ (из нее вычитается размер участка под сервитут);
- происходят денежные потери при продаже ЗУ или из-за нереализованных возможностей;
- иногда возникают издержки большие, чем предполагалось, вплоть до полной потери надела.
Наиболее обременительным является бессрочный публичный сервитут.
Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения
Прежде чем читать дальше, предлагаем ознакомиться со статьей, раскрывающей понятие “сервитут”, виды сервитутов, порядок установления и прекращения.
П. 5, ст. 23 ЗК гласит о том, что бремя сервитута должно быть минимальным для конкретного ЗУ. То есть недопустимо, когда из-за обременения у земельных собственников возникают большие неудобства, финансовые потери, моральный ущерб.
Этот основополагающий пункт часто игнорируется в судах, рассматривающих споры. Владелец земли фактически бессилен перед государственными монополиями.
В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю
- Частный сервитут на земельный участок преследует личные интересы и накладывается по просьбе отдельных лиц:
- например, граждане, строящие дом, просят у соседа разрешение временно использовать часть его участка для подъезда транспорта;
- чтобы не обходить чей-то неудобно расположенный земельный надел, соседи просят его хозяина разрешить проводить скот на пастбище через свою территорию.
- Публичный сервитут устанавливается в государственных и общественных интересах, может инициироваться государством, хотя возможен также по инициативе группы граждан:
- вблизи жилой зоны предполагаются залежи полезных ископаемых, и государство решает начать геологоразведочные работы — на ЗУ, попадающие в зону разработки, будет наложено обременение;
- жители столичных пригородов обращаются с просьбой к субъекту федерации построить дорогу или ветку метро, которые невозможно провести без затрагивания интересов земельных собственников;
- принято решение о прокладывании новой ветки газопровода.
- Частный сервитут устанавливается в добровольном или судебном порядке (по взаимному соглашению или решению суда): при возникновении конфликта сторона, претендующая на ограниченное право пользования землей, обращается с иском в суд.
- Публичный сервитут на земельный участок накладывается без суда принятием нормативного правового акта или закона.
- При введении ЧС владелец ЗУ имеет право на денежную компенсацию, соответствующую его потерям из-за появившегося бремени: цена сервитута указывается в соглашении или судебном постановлении.
- Поправка в законе (п. 7, ст. 23), предусматривающая компенсацию хозяину ЗУ при появлении трудностей из-за наложения публичного сервитута, с 2015 г. утратила свою силу.
Что общего в частном и публичном сервитуте
- И при частном, и при публичном сервитуте владелец не теряет прав собственности и может совершать все сделки с земельным участком.
- Бремя при уступке прав переходит к новому собственнику.
- Сервитут официально устанавливается после государственной регистрации (п.9, ст.23).
Установление публичного сервитута на земельный участок
Установить сервитут могут:
- правительство РФ;
- субъекты Федерации (республики, края, области, округа, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
- ОМСУ (органы местного самоуправления).
Цели ведения:
- обеспечение прохода (проезда) через ЗУ, в т.ч. к водным объектам и береговым зонам;
- ремонт инженерно-технических линий, коммуникаций, дорог, ж/д путей, транспортных остановок и станций (порядок проведения регулируется главой 4, закона N 257-ФЗ);
- забор воды в водоемах;
- сенокос и пастбища;
- охота, рыбалка, разведение рыбы;
- прогон домашнего скота;
- дренажные работы на ЗУ;
- проведение размежевания, геодезических, гравиметрических работ;
- проведение геолого-разведывательных работ, различных исследований (обременение накладывается на определенный срок).
Сервитут на зарезервированные государством или ОМСУ земли может быть только временным, при этом период его действия не превышает срока резервации.
Порядок установки публичного сервитута таков:
- Подача заявления от имени заинтересованных лиц.
- Общественные слушания.
- Принятие закона или нормативного акта.
- Регистрация в ЕГРН.
Как подается заявление
Заинтересованные лица (гражданские или юридические), в том числе представляющие государственные интересы, обращаются с заявлением в правомочные компетентные органы (правительства РФ, субъектов РФ, ОМСУ). Выбор инстанции зависит от того, на каком уровне решается вопрос.
В заявление содержатся сведения:
- о ЗУ (адрес или местоположение, площадь);
- виде и цели сервитута;
- сроке обременения;
- собственниках земельного участка;
- лицах, в интересах которых вводится обременение.
Заявление рассматривается, затем выносится решение. Если оно положительно, то дальше наступает интересный этап — общественные слушания.
Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте
Самую минимальную. Этот этап сегодня имеет чисто формальное значение: вроде бы государство прислушивается к мнению народа, но с другой стороны оно носит “рекомендательный” характер:
Общественные слушания не являются обязательным основанием для принятия решения, устанавливать публичный сервитут или нет.
То есть государственные мужи послушают, и все равно сделают по-своему. Что такое публичные слушания, точно неизвестно, так как это определение отсутствует в законах. Может это собрание народа на площади? Публичные дебаты или опросы общественного мнения? Очень похожи общественные слушания на собрания ТСЖ, которые ничего не решают.
Слушания должны вестись по протокольной форме:
- все выступления, точки зрения, возражения, мнения “за” и “против” записываются;
- указываются паспортные данные участников дебатов.
Принятие нормативно-правового акта
После одобрения заявления органы, куда оно поступило, принимают нормативно-правовой акт (НПА), разрешающий введение сервитута. Если решение принимается на государственном уровне правительством, то выпускается соответствующий закон или постановление.
Правовые документы подтверждают вид и цели сервитута, указывают срок, на который он устанавливается. Обязательно прилагаются:
- данные о местоположении участка, его площади;
- ситуационный план ЗУ с указанием границ;
- кадастровый номер участка;
- сведения о физических (юридических) лицам, которым принадлежит земельный участок.
Регистрация публичного сервитута
Сервитут вступает в юридическую силу только после регистрации в ЕГРН.
Для регистрации необходимы такие документы:
- Заявление собственника по стандартной форме о регистрации.
- Кадастровый план с указанными границами сервитута.
- Нормативно-правовой акт.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
- Доверенность (если интересы собственника представляет другое лицо).
Регистрация осуществляется не сразу после подачи заявления, так как требуется время для внесения изменения в кадастровый план, который выполняется инженерами отдела землеустройства.
Акту регистрации сервитута присваивается индивидуальный номер в Росреестре.
Как происходит межевание при публичном сервитуте
Межевание ЗУ — буквально означает установку границ земельного участка при помощи колышек, дюбелей и другого инвентаря. Оно необходимо для получения кадастрового паспорта ЗУ в ЕГРН.
- Технические земельные инженеры проверяют установленные границы и составляют кадастровый план участка.
- После этого проводится регистрация прав собственника на землю.
- Если наложен сервитут, приходится проводить опять межевание для определения новых границ и вносить поправки в кадастровый план.
Возникает много волокиты с оформлением документов на землю. Некоторые собственники, чтобы не ходить в Росреестр дважды, покупают участок, не регистрируют его, а вначале проводят межевание ЗУ с учетом сервитута. И только затем идут на регистрацию. Такое возможно, если хозяин участка точно знает, что на его земельный надел будет наложен ПС.
Но нельзя полагаться на слухи или проекты законов, которые очень часто не утверждаются законодательством. Поэтому лучше всего проводить межевание уже после принятого нормативного акта об установлении публичного сервитута на земельный участок.
Может ли собственник отстоять свои права
Неприятные моменты при установлении публичного сервитута:
- собственнику не гарантируется компенсация за понесенный ущерб;
- размер бремени может оказаться гораздо больше обещанного.
Что делать?
Пострадавший имеет право обращаться в судебные инстанции при ущемлении своих интересов (п. 8, ст. 23). Публично-правовые отношения рассматриваются административными судами, поэтому необходимо подавать административный иск.
Обидно, что законодательство больше не предусматривает обязательную оплату издержек собственника, как при ЧС, хотя государство может проявить “доброту”:
- например, снять сервитут (за ненадобностью или по окончании срока резервации земли);
- изъять ЗУ у собственника полностью, а взамен предоставить ему компенсацию или аналогичный участок.
Пример судебной тяжбы
Отстоять свои права собственнику при наложении публичного сервитута в реальности очень трудно. Суды первой инстанции, используя бюрократические заковырки в законах, часто отклоняют иски.
Примером является следующий случай.
- В границах села N установили публичный временный сервитут на проход граждан(проезд) к водоему и берегу.
- Собственник M. подал иск в административный суд с намерением оспорить данный нормативный акт:
- право ограниченного пользования его земельными участками возникло у неограниченного круга лиц;
- у местной администрации были другие возможности организации свободного проезда (прохода) к водоему.
- Первой судебной инстанцией иск был отклонён на том основании, что сервитут не зарегистрирован, а значит официально не существует, и стало быть нет и предмета для спора.
- М. обратился в следующую инстанцию — Верховный Суд РФ (коллегию по административным делам).
- Коллегия отменила решение первого суда и возвратило дело на повторное рассмотрение, указав на нарушения:
- кодекса административного производства КАС (п. 1 ч. 2 ст. 1) о рассмотрении и разрешении гражданских и административных дел, оспаривающих нормативные акты;
- ч. 1 ст. 208 КАС РФ — о праве граждан и юрлиц обращаться с исковыми заявлениями, если они считают, что данные нормативные акты нарушают их права и интересы;
- п.8, ст. 23 ЗК РФ — о защите своих прав в суде лицами, чьи интересы были нарушены после установления публичного сервитута.
Основаниями для пересмотра дела являются:
- Решение Верховного суда (обзор №35): Даже если публичный сервитут не зарегистрирован в Росреестре, это не может препятствовать рассмотрению искового заявления судом и признанию недействительным нормативного акта, который установил данное обременение.
- Ст. 47, ч. 2 и 3 постановления N 131-ФЗ, принятое в 2003 г.: Муниципальные НПА вступают в силу сразу после опубликования. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с ними (кроме сведений, ограниченных законом).
Прекращение действия публичного сервитута
Основания для снятия сервитута:
- истечение срока действия обременения;
- окончание срока резервации земли, на которой расположен участок;
- исчезновение необходимости в сервитуте;
- стихийное бедствие, приведшее к невозможности использования участка;
- аннуляция по решение суда нормативного акта о введении ПС.
Автоматического снятия публичного сервитута нет — нужно регистрировать прекращение его действия в Росреестре, вновь внося изменения в кадастровый план.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/yurist/publicnyj-servitut.html
Заявление на установление сервитута на земельный участок
Вы — собственник земельного участка, при этом неважно, физическое вы или юридическое лицо.
Однако вы не можете пользоваться своим земельным участком в полном объеме, потому что, скажем, не имеете объективной возможности подъехать к участку на своем автомобиле, поскольку расположение других участков вам в этом препятствует. Очевидно, вы зададитесь вопросом, как разрешить такую ситуацию?
Мы ответим на ваш вопрос — нужно установить сервитут. Однако соседи уже ответили вам отказом. Опять же вопрос, что дальше? Хорошо, ответим и на этот вопрос — нужно обратиться в суд с исковым заявлением. А теперь поподробнее…
ВНИМАНИЕ: наш юрист по установлению сервитута на землю в Екатеринбурге поможет Вам профессионально и в срок, задайте нам вопрос прямо сейчас!
Как составить иск об установлении сервитута на земельный участок?
Для начала нужно определить в какой суд нужно подавать иск. В случае, если вы являетесь физическим лицом, то нужно обращаться в районный суд по месту нахождения земельного участка, в отношении которого вы собираетесь установить сервитут.
В случае, если вы и ответчик являетесь юридическими лицами, вам нужно будет обратиться с иском в Арбитражный суд субъекта, в котором находится земельный участок, на который у вас имеются виды. Ответчиком будет являться лицо, имеющее на праве собственности земельной участок, в отношении которого вы собираетесь установить сервитут
Поняв куда и к кому вам нужно обращаться, необходимо составить сам иск.
Иск состоит из четырех основных частей:
- Шапка искового заявления;
- Описательная часть, в которой вы описываете необходимость установления сервитута и отсутствие иных вариантов, позволивших бы вам пользоваться своим земельным участком в полной мере;
- Мотивированная часть, т.е. часть, в которой вы обосновываете свои требования, с точки зрения норм законодательства, Постановлений Пленума Верховного суда, обзоров судебной практики и так далее. Стоит сразу же отдавать себе отчет, что вне зависимости от целей установления сервитута, нормативно-правовая база, которую надлежит применить в таких спорах, достаточно велика и сложна для лиц, не обладающих специальными юридическими познаниями;
- Просительная часть, т.е. часть, где вы просите установить сервитут. Казалось бы, что сложного в том, чтобы о чем-то попросить суд? Не все так просто, умение правильно просить — не самое легкое умение.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео, а также заказывайте исковое в суд у наших адвокатов
Кто может подать иск об установлении сервитута?
Обратиться с иском в суд для установления сервитута может исключительно собственник земельного участка, право пользования к которому ограничено объективными обстоятельствами.
Поэтому вам следует понимать, что у вас возникает право требовать установления сервитута только в случае, если у вас нет иных объективных способов пользоваться Вашим земельным участком в полной мере!
ПОЛЕЗНО: читайте как инициировать прекращение земельного сервитута по ссылке
Госпошлина в суд за установление сервитута
В соответствии с налоговым законодательством, необходимая к уплате государственная пошлина в суд по исковому заявлению с требованием по установлению сервитута составляет 300 рублей.
При этом Вам стоит понимать, что это не единственная пошлина, которую вам предстоит заплатить. Так, в случае, если суд удовлетворит ваши требования по установлению сервитута, то необходимо будет уплатит также госпошлина за государственную регистрацию в Росреестре. Такая госпошлина составляет 1500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических.
Стоит понимать, что такого рода судебные споры, достаточно сложны в доказывании и обоснованности для простых обывателей, с точки зрения юриспруденции, поэтому советуем Вам обратиться к земельным адвокатам Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры», для составления искового заявления об установлении сервитута. Вы же не будете сами строить ракету, даже если вы являетесь космонавтом, правильно?
Образец заявления об установлении сервитута для организации проезда
В Администрацию г. Екатеринбург
от
Общества с ограниченной ответственностью «С»
Юридический адрес: 620049, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Первомайская
ЗАЯВЛЕНИЕ
об установлении постоянного права ограниченного пользования (сервитута)
Общество с ограниченной ответственность «С» является титульным владельцем земельных участков, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург.
Смежные участки находится во владении … соответственно.
Между указанными участками, по их границам в данный момент проходит грунтовая дорога для проезда (прохода) к данным участкам, которая после дождя становится не пригодной для передвижения.
В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Приведенные нормы предоставляют право владельцу земельного участка в случае реальной невозможности обеспечения доступа (в частности, проход / проезд) к принадлежащему земельному участку обратиться за установлением соответствующего обременения.
Подобные правоотношения с собственниками смежных участков регулируются посредством установления сервитута.
Правовым основанием государственной регистрации обременения является решение органа местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок.
В данном случае без установления сервитута для прохода и проезда доступ к ранее названным земельным участкам Общества с ограниченной ответственностью «С» будет невозможен, ибо данный участок полностью окружен иными объектами недвижимости, а существующая грунтовая дорога приходит в негодность после выпадения осадков. В таком случае реализация правомочий владения и пользования гарантированные гражданским законодательством не будут реализованы.
Более того, следует отметить, что сегодня фактически запрашиваемый сервитут установлен – в требуемом месте существует грунтовая дорога. Следовательно, владельцы земельных участок пришли к соглашению об установлении сервитута. Таким образом, юридическое закрепление сложившихся отношений не нарушит права и законные интересы третьих лиц, публичные интересы так же нарушены не будут.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 8, 264, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации,
ПРОШУ:
- Установить бессрочное постоянное право (сервитут) прохода и проезда по границам земельных участков длинной 490 и 1105 метров соответственно, шириной 8 метров.
- О принятом решении по настоящему заявлению уведомить Общество с ограниченной ответственностью «С» путем направления его почтой в адрес: 620049, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Первомайская.
Дата, подпись
ПОЛЕЗНО: читайте как подписать соглашение о земельном сервитуте без суда
Отзыв о работе нашего юриста по сервитуту и земельным отношениям
© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”
А.В. Кацайлиди
Источник: https://katsaylidi.ru/blog/zajavlenie-na-ustanovlenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/
Процедура установления публичного сервитута на земельный участок
Сервитут представляет собой право на ограниченное использование участка земли, который принадлежит другому собственнику. Согласно Земельному кодексу сервитуты подразделяются на частные и публичные.
Публичный сервитут: понятие и законодательство
Установка публичного сервитута регламентируется Земельным и Гражданским кодексом, а также местными нормативно-правовыми актами, принятыми в муниципальных образованиях, на территории которых располагается участок земли.
Публичный сервитут – это обременение, которое устанавливается в интересах группы лиц и местного населения для обеспечения государственных и муниципальных интересов.
При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.
Документом, который служит правовым основанием для установки публичного сервитута, может быть закон или акт муниципального образования или субъекта РФ.
Порядок установления
Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:
- обеспечение прохода граждан;
- проезда через земельный участок;
- размещения на участке межевых, геодезических знаков;
- использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
- проведения дренажных работ на участке;
- забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
- прогона с/х животных через участок;
- сенокошения, выпаса животных;
- использования участка для охоты и рыболовства;
- использования участка для изыскательских и исследовательских работ.
Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.
Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:
- Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
- Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
- отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
- Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.
Кто имеет право и кем устанавливается
Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.
Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.
Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:
- граждане: местные жители, члены СНТ;
- юридические лица, КФХ;
- государственные органы власти;
- органы местного самоуправления.
Этапы установки публичного сервитута
В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:
- Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
- Назначение общественных слушаний и их проведение.
- Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
- Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
- Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.
Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.
Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:
- При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
- При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
- Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.
Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.
Общественные слушания
Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:
- местные жители;
- представители компаний, работающих на данной территории;
- собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
- представители госвласти.
По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты ания по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.
Перечень документов
В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:
- заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
- документ, подтверждающий оплату госпошлины;
- документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
- акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
- кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
- паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
- протокол общественных слушаний.
В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.
Сроки и стоимость установки публичного сервитута
Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:
- до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
- от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
- до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
- до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.
Стоимость установки публичного сервитута состоит из:
- затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
- затрат на организацию общественных слушаний;
- затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
- компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.
Заявление об установлении публичного сервитута
Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.
Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.
В данном документе должны содержаться указания на:
- объект недвижимости/участок земли;
- сведения о собственнике обременяемого участка;
- вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
- содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
- обоснование необходимости установки сервитута;
- лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
- дата подача документа и перечень приложений.
Образец заявления об установлении публичного сервитута можно скачать здесь.
Таким образом, установка публичного сервитута подразумевает наложение обременения на земельный участок региональными или муниципальными властями в интересах местного населения и предполагает прохождение ряда этапов.
Изначально инициативная группа подает в органы исполнительной власти заявление об установке сервитута, затем этот вопрос выносится на общественные слушания и в заключение принимается решение властными инстанциями в виде акта или постановления.
Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.
Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/ustanovit-publichnyj.html